Статьи

Безопасное пространство

Тяжело в учении


Обучение обычно не самое приятное занятие, если смотреть на него с точки зрения физиологии.

Часто то, что мы узнаём, противоречит нашему жизненному опыту.
Взять, хотя бы простейший пример. Ребёнок слышит о том, что Земля круглая. Вроде бы, истина же. Вот только убедиться лично в том, что мы все живём на шаре, невозможно. В космос не слетать. А в фильмах и книгах мало ли, что написано. Зато есть то, что можно увидеть. А видит маленький человек плоскость. То есть видимое нужно заменить на некую абстракцию. Это потом оно уже естественно и воспринимается, как истинное. Изначально воспринять информацию тяжело.

Или другой пример: правописание. Слышится одно, а пишется — другое. Нелогично же. Сложно воспринимать. Трудно запоминать. Это потом приходит понимание и автоматизм. Сначала — тяжело.

На самом деле люди мыслят отнюдь не рационально. У них есть иллюзия о рациональности мышления, в то время, как большинство решений принимаются не в результате глубокого анализа, изучения природы вещей и явлений, а опираясь на более примитивное — то, что можно увидеть, почувствовать.

Человек берёт в руки стакан воды, не видит посторонних примесей, не чувствует странных запахов и на основании этого делает вывод о качестве — вода чистая. Химический анализ содержимого стакана покажет превышение допустимых норм по десятку элементов, а человек будет утверждать, что лично ходил на родник, а родниковая вода всегда хорошая.
Загвоздка заключается не в самом неверном суждении, ошибочном восприятии или понимании. Она глубже — в том, что образ мышления человека не позволяет заметить ошибку. Иллюзия о рациональности принятия решений не даёт возможности заметить, что этот процесс нерационален.

В книге профессора психологии Даниэля Канемана «Думай медленно… решай быстро» подробно рассмотрен феномен того, что постоянные ошибки мышления людей обусловлены скорее самим механизмом мышления.

Почти любое обучение заставляет человека извлекать из себя глубинные знания, основанные на том, что осязаемо, видимо и легко объяснимо, заменяя эти знания на новую информацию, которая поначалу, скорее, абстрактна. Это сложный процесс. Потому обучение всегда связано с некоторым давлением и самонасилием. Ведь проще оставаться в привычной и понятной картине мира.

Дети не хотят, взрослые не могут


Оставлять детей в мире, где всё основано на фантазиях, а не на реальности — не лучшее решение. Зачастую последствия могут быть опасными, причём не только для выросшего ребёнка, а и для окружающих. К тому же, опираясь на реальное положение дел, проще ориентироваться в мире, строить планы, достигать целей… То есть обучать детей необходимо.

Увы, не всегда интересы взрослых совпадают с интересами детей. Ребёнку в силу отсутствия у него большого опыта может быть сложно понять необходимость получения знаний. У ребёнка могут быть свои интересы, никак не связанные с учёбой. Тогда перед взрослыми возникает задача сделать так, чтобы ребёнок учился.

Многие безуспешно пытаются найти лёгкий способ получать знания. Обучение во сне, обучение через игру… Это иногда помогает, но не может быть основой получения знаний.
И что тогда. Взрослым нужно, чтобы дети учились. Они пытаются оказывать давление и встречают вполне естественное сопротивление со стороны детей. В этот момент так и тянет применить физическое или эмоциональное насилие, чтобы заставить.

К середине двадцатого века в ряде европейских стран официально отменили телесные наказания и запретили насилие в образовательных учреждениях. В СССР де-юре насилие не было официально разрешено, но де-факто — существовало.

В настоящее время любые всплывающие эпизоды насилия над учениками осуждаются обществом. Насилие в образовании перестало быть нормой. Теперь это категорически не одобряется и воспринимается крайне негативно.

Эмоциональное насилие в отличие от физического сложнее заметить и доказать. Но оно всегда встречает сопротивление. Оно травмирует, но не приводит к положительному результату. Даже наоборот — ребёнок начинает саботировать обучение, теряет интерес к образованию.

Новые механизмы


Учить детей нужно, но старые механизмы принуждения использовать нельзя. Как же добиться цели? Необходимо выработать другие механизмы.

Самый простой, на первый взгляд, способ заставить ребёнка учиться заключается в том, чтобы вызвать интерес. Увы, это работает лишь до того момента, пока изучаются относительно простые темы и осваиваются несложные навыки. Чем дальше, тем больше требуется сил и времени, чтобы заинтересовать. Однажды взрослый сталкивается с невозможностью превращать каждый урок в эффектное шоу. То есть метод работает, но не может быть единственным.

Можно вместо кнута, привычного в нашей стране вплоть до начала двадцатого века, использовать пряники, регулярно поощряя разными способами детей за то, что они прилежно учатся. Этот вариант работает, как и первый, но он никак не может быть основным и тем более единственным. Дело в том, что с течением времени дети пресыщаются, соответственно цена вопроса растёт, становясь неподъёмной.

Можно, отталкиваться от особенностей каждого конкретного ученика и его существующих уже интересов и склонностей. При этом важно признавать право ребёнка не любить какие-то предметы и не хотеть ими заниматься. К более старшему возрасту подросток уже может понять, зачем гениальному физику знать, например, русский язык. Следует отделять при этом свои мечты и фантазии от реальности.

Можно заинтересовать через интерес к учителю, когда через интерес к человеку идёт освоение предмета.

Учитель во всём этом процессе играет ведущую роль. И для исполнения данной роли от него требуется:
  • умение осознавать свои мотивы;
  • развитие своего эмоционального интеллекта.

О роли учителя


Учитель должен в каждой ситуации обнаружить и понять свои чувства, вербализировать их и принять свою ответственность на себя, отдав при этом учащемуся его часть ответственности.

К примеру, рассмотрим ситуацию, когда некий ребёнок открыто саботирует урок, не реагируя на обращения учителя. В какой-то момент учитель повышает голос. Что должен сделать учитель в такой ситуации? Увидеть чувство раздражения. Найти причину. Допустим, с утра не удалось нормально позавтракать, а время близится к обеду и запас сил уже на исходе, а тут ещё ребёнок урок срывает. Учитель должен озвучить это ребёнку, объяснив, что крик не проблема ребёнка, а ответственность учителя, и принести извинения. На этом конфликт закончен. Не нужно ждать, что извинения будут приняты, не нужно требовать ответа. Это уже ответственность ученика. Важно не забирать у него эту ответственность.

И так в любой ситуации. Отрефлексировать. Взять свою ответственность, передав ребёнку его ответственность. Учитель должен уметь принимать отказ ученика.

Разумеется, для того, чтобы учитель был в состоянии вести себя таким образом, он не должен быть перегружен. Поэтому у учителя и должен быть длинный отпуск, короткий рабочий день, адекватная нагрузка, поддержка, достойная зарплата.

Помогать, а не ломать


Обучение — это всегда немного насилие. Важно, чтобы оно стало не столько внешним, сколько насилием над собой. При этом взрослые должны быть помощниками, а не насильниками или надзирателями.

В процессе обучения важно найти выносимый уровень боли для каждого конкретного ребёнка и не добавлять к ней дополнительно. Следует понимать, что все дети разные, и понимать, что заставляя, невозможно достичь по-настоящему хороших результатов, иначе не было бы стольких людей, закончивших музыкальные школы и ни разу потом не притронувшихся к инструментов, не было бы стольких взрослых, которые ни дня не работали по профессии, указанной в дипломе, ищущих себя и не осознающих не только своих желаний, а даже права на то, чтобы чего-то желать.

Ребёнок должен осознавать свою субъектность и право на собственные желания. Взрослым же стоит учиться принимать детей и опираться на реальность, а не собственные ожидания.
Статьи