Статьи

Школа: большая или маленькая?

Школа: большая или маленькая

В настоящее время всё больше строится больших школ, способных вместить в своих стенах уже даже не сотни, а тысячи учащихся. Где-то это даже уже не школы, а огромные учебные комбинаты.

Чем крупнее школа, тем больше удаётся сэкономить на административных расходах. Например, если вместо пяти небольших школ строится один комбинат, вместо пяти директоров требуется всего один. Большие школы удобнее строить, ведь это позволяет разом закрыть сразу большой дефицит мест.

Поскольку в школах сейчас действует подушевое финансирование, крупный учебный комбинат, рассчитанный на большое количество детей, получит гораздо больше денег, чем небольшая районная школа.

Оптимизация административных расходов и существенные денежные поступления позволяют закупать более качественное оборудование, создавать просторные рекреации, открывать современные лаборатории.

Но у всех этих преимуществ больших школ есть и обратная сторона — школа теряет гибкость.

Так, учитель не может уже задержать детей на лишние пять минут, чтобы успеть завершить урок и закрыть тему, — за дверью уже ждёт следующий класс, а ученикам нужно успеть добраться до другого кабинета, который может находиться довольно далеко.
Затрудняется коммуникация между всеми участниками учебного процесса.

Родитель не имеет возможности обсудить с учителем что-то важное. Чтобы просто попасть в здание школы, родителю необходимо заказать пропуск, пройти охрану… У учителя часто физически не остаётся времени на общение с мамами и папами. Очень много времени теряется просто на перемещение между корпусами учебного заведения. Директор не имеет возможности вникать в жизнь каждого конкретного ученика, а дети часто даже не знают, кто у них директор.

А ведь для детей школа — не только место, где они учатся. В школьных стенах проходит немалая часть жизни ребёнка.

Представьте себе первоклассника, которому едва исполнилось семь лет.

Он отправляется в незнакомую школу. Мама и папа остаются на крыльце, а то и вовсе за забором. Ребёнок должен пройти турникеты, где толчея. Он попадает в раздевалку на несколько сотен человек. Не заблудиться, не перепутать свой мешок для обуви с несколькими похожими, дотянуться до крючка… А учитель не всегда в состоянии помочь и проконтролировать. У учителя таких детей ещё тридцать с лишним. Ребёнок только пришёл в класс, а стресс уже сожрал часть его ресурса.

Приходит время отправляться в столовую. Время ограничено. Нужно успеть дойти и быстро поесть. Особенно сложно медлительным детям. Приходится наспех давиться едой, не успевая прожевать, оставлять порции недоеденными. Кто-то предпочитает и не пытаться успеть, а выбирает булочку и газировку из буфета. Нарушается режим питания. Страдает здоровье. Падает работоспособность.

Во время урока в большом классе из тридцати или даже сорока человек ученик не получает достаточно внимания. Учитель ориентируется даже не на детей, а на статистику по классу.

Наступает перемена. Десятки детей бегут в рекреацию. Шумно. Давка. Учитель не в состоянии уследить за учащимися с их неуёмной энергией. Уровень шума приводит к сенсорным перегрузкам, как у детей, так и у педагогов. Пытаясь же сделать перемены тихими и спокойными, учителя получают на уроках учеников, которые не успели выпустить пар и не в состоянии сохранять должный уровень внимательности.

Все эти минусы перекрывают плюсы в виде отличного оборудования. Дети, чей ресурс истощён ежедневным стрессом и сенсорными перегрузками, теряют интерес к обучению и с трудом справляются даже с основной программой. Им не до кружков по робототехнике, не до лабораторий. Учителя тоже выдыхаются в таких условиях. У них не остаётся ни сил, ни времени на то, чтобы разбираться с новыми технологиями и увлекать учеников чем-то сверх базовой программы.

Так что в идеале школы должны быть небольшими, а финансирование и оснащённость не должны зависеть от региона и размера школы. Не должно быть и разницы в оплате работы учителей из провинции и столиц. Сейчас, увы, учителя в столичных школах зарабатывают в пять-десять раз больше коллег из провинции. Это приводит к оттоку кадров из регионов и к разрыву в качестве образования между провинцией и крупными мегаполисами.

Приблизиться к такому идеалу удалось в Финляндии, где качество образования и финансирование не отличается кардинально в зависимости от школы, а учитель в Хельсинки будет получать примерно такую же зарплату, как его коллега в глубинке.

Если же говорить об экономии, логичнее было бы находить пути для оптимизации расходов не через укрупнение школ, а сокращая контролирующие органы, которые во многом замедляют образовательный процесс и часто перекладывают свои обязанности на школу.



Классы: семейные и с детьми одного возраста

В современных школах принято разделять детей на классы в соответствии с возрастом. Это очень удобно, прежде всего, тем, что позволяет ориентироваться не на конкретных детей, а на среднестатистические нормы.

Так существует перечень навыков для определённого возраста. Если ребёнок не укладывается в установленные границы, на него вешается ярлык отстающего, который впоследствии подрывает самооценку. Тот факт, что дети физиологически созревают по-разному и имеют свои особенности, не учитывается. Всё равнение на возраст.

В нашей школе формируются разновозрастные классы. Это позволяет учесть интересы каждого ребёнка.

Программа начальной школы выстроена циклически — одни и те же темы повторяются на каждом году обучения, меняется лишь глубина погружения в материал. Это позволяет изучать одно и то же сразу со всеми детьми, но при этом делить по уровням, когда ученик постарше или просто более развитый выполняет задания повышенного уровня сложности, а тот, что помладше — более простые.

Так каждый ученик видит разных детей, видит, куда и за кем тянуться, видит и понимает иерархию.

Ребёнок постарше помогает освоить материал тем, кто младше. При этом и сам он лучше усваивает тему, ведь объясняя другому, скорее понимаешь сам.

В детях развивается эмпатия, эмоциональное восприятие, внимательность. Социальные связи становятся глубже и разнообразнее. Особенно это актуально для единственных детей в семье. В школе такой ребёнок получает опыт тесного общения с теми, кто слабее, и с теми, кто сильнее.

Дети не разбиваются по возрасту. При этом на двадцать учеников начальной школы приходится шесть взрослых.

Есть такая поговорка о том, что ребёнку нужно двое родителей, чтобы когда один уставал, включался второй. Этот принцип работает в нашей школе. Это снижает риск выгорания, обеспечивает каждому ребёнку больше внимания. Между учениками и учителями устанавливается более тесная связь.

Одним из основополагающих принципов нашей школы является забота об учителях. Не контроль, а именно забота, потому что если учителю хорошо и комфортно, он сможет хорошо заботиться о детях. Как в семье предлагают позаботиться о маме, чтобы у той были силы на ребёнка, так и в нашей школе сначала забота об учителе.

Ресурсы школы, прежде всего, должны направляться не на суперлаборатории и интерактивные доски, а на людей. Это тот принцип, которого мы придерживаемся.
Статьи