Статьи

Домашние задания. Нужны ли?

Домашние задания


В нашей начальной школе нет домашних заданий. Некоторые воспринимают это с энтузиазмом, другие — настороженно.
Отсутствие заданий для выполнения дома с самого начала работы школы было принципиальной позицией, которая, разумеется, имела под собой серьёзные основания.
Одной  из причин ухода от системы домашних заданий было снижение дополнительной невротизации детей, которые только-только начинают учиться. Начало обучения, как переход к новому этапу в развитии, само по себе является для ребёнка стрессом. Важно минимизировать все прочие источники стресса.
В наше время дети становятся для родителей сверхценностью. Во многих семьях растут единственные дети, это заставляет мам и пап максимально вкладываться. Ведь нет варианта, когда один ребёнок успешен  в музыке, другой отлично разбирается в математике, третий прекрасно рисует, четвёртый пишет стихи, а пятый успешен ещё в чём-то. Все ожидания часто возлагаются на одного или двоих. Это сильно повышает уровень родительской тревожности.
Родители готовы очень много вкладываться в школьника, но одновременно с этим они предъявляют к нему крайне высокие требования. Недостаточно просто сделать домашнюю работу. Нужно выполнить идеально. Это ведёт к тому, что приходится несколько раз исправлять, переписывать, растягивая процесс.
Современные учебники составлены таким образом, что дети не в состоянии понять суть заданий, родителям приходится переводить на язык понятный ребёнку. Соответственно, при работе дома требуется непременное присутствие взрослого. Мамы и папы вынуждены либо больше работать, чтобы оплатить услуги репетиторов, либо после работы вставать рядом с собственными детьми, отрабатывая вторую смену в роли учителя.
Тревожность родителей из-за необходимости успеть всё и успеть идеально негативно сказывается на детях. В свою очередь дети, на которых сказываются родительские неврозы и требования, демонстрируют в таких условиях снижение работоспособности и интереса к учёбе.
Ребёнок оказывается зажатым в своего рода тиски, где с одной стороны находятся родительские ожидания, а с другой — большая нагрузка в виде сложных для него заданий. Отсутствие работы, заданной на дом, исключает такую ситуацию.
Ещё одной причиной отсутствия домашних заданий стала необходимость учесть возрастные особенности детей младшего школьного возраста. 
Среднестатистический первоклассник, у которого в школе четыре урока, тратит только на пребывание в стенах школы и дорогу туда и обратно не меньше четырёх часов. И это в самом начале. Дальше нагрузка растёт. Второклашка, выходя из дома до восьми и приходя после часу дня, тратит больше пяти часов. Это если школа расположена в шаговой доступности. Полчаса или час уходит с утра на то, чтобы позавтракать и собраться. Шесть часов жизни уже ушло. А в сутках их всего двадцать четыре. Переодеться, пообедать, разобрать портфель — и вот ушёл ещё час. 
Дети посещают разнообразные кружки и секции. Добавим эти часы к тем семи, которые мы уже насчитали. Ребёнку младшего школьного возраста требуется порядка одиннадцати часов сна. (Согласно рекомендациям Американского национального фонда сна, ребёнку от шести до тринадцати лет необходимо от девяти до одиннадцати часов сна в сутки). Прибавим к одиннадцати девять часов. Чтобы просто жить остаётся всего четыре. А что, если два, а то и три часа посвятить выполнению домашних заданий? Ребёнку не остаётся ничего. В лучшем случае у него будет час, чтобы наспех поужинать, принять душ и почистить зубы. А ведь некоторым детям необходимо больше времени на домашнюю работу. Им придётся пожертвовать полноценным сном.
Отсутствие домашних заданий позволяет избежать перегруженности ребёнка, оставляя ему время, в том числе и на игру, которая хоть и перестаёт быть ведущей деятельностью, всё ещё, остаётся важным элементом, через который маленький человек познаёт мир, готовится к взрослой жизни.
Необходимость выполнять домашние задания ведёт к невротизации детей и родителей и не оставляет им времени на жизнь. В результате школа вызывает негативные эмоции, а желание её посещать и учиться сходит на нет.
Даже для массовой школы давно введены рекомендации, запрещающие задавать что-то домой в первом классе и ограничивающие объём заданий после. Это сделано для постепенной адаптации, чтобы не отбить интерес к получению знаний, оградить от чрезмерных нагрузок. Увы, на деле большинство учителей вынуждено нарушать эти правила, поскольку без домашних заданий в классе из тридцати с лишних человек часто невозможно успеть и половины того, что требует план. В результате задания есть, причём занимают они по объёму порой даже больше, чем то, что изучается в классе.
Чтобы исключить домашние задания, пришлось создать специальную учебную программу, убрав из неё всё лишнее. В начальной школе всего пять обязательных предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика и иностранный язык.
У учеников больше свободного времени, поэтому больше возможностей всесторонне развиваться вне школы.
Американский педагог и психолог Альфи Кон в своей книге «Школа для детей, а не наоборот. Будущее без оценок и домашних заданий» приводил данные исследований, демонстрирует, что наличие домашних заданий увеличивает усвоение материала всего на шесть процентов. То есть вложения времени, сопоставимые с количеством часов, проведённых в классе, вложения сил родителей и детей дают весьма скромные результаты в итоге.
Гораздо правильнее оптимизировать программу и процесс обучения в школе таким образом, чтобы всё успевать на уроках. При понимании правильности такого подхода, всё-таки, были некоторые опасения на счёт успеваемости детей, которые, впрочем, не оправдались. На практике оказалось, что отказ от домашних заданий демонстрирует отличные результаты.

Родители по-разному реагируют на отсутствие домашних заданий в начальной школе. 
Некоторые мамы и папы с энтузиазмом воспринимают такой подход и без сомнений делегируют ответственность за процесс обучения своих детей профессионалам.
Есть и такие родители, которые настороженно смотрят на систему обучения без заданий на дом. Часто это те мамы и папы, у которых первый ребёнок, нет ещё опыта, но есть представления о том, как должно быть устроено всё в школе, основанные на собственном школьном опыте и рассказах знакомых. 
Таких пап и мам пугает отсутствие привычного элемента образовательного процесса. У них есть опасения, что ребёнок не научится ответственности, что-то упустит. 
Подобные страхи естественны, но беспочвенны. Особенно на предмет формирования самостоятельности и ответственного отношения учёбе. Об этом несколько лет назад писала Людмила Петрановская: «Одна из самых вредоносных формул в воспитании звучит так: «Если ребёнка сразу (не) приучишь, то так будет всегда». Не нужно приучать к рукам. Нужно сразу приучать к  аккуратности. Не нужно приучать спать с мамой. Нужно сразу приучать оформлять письменные работы правильно...» На деле же все здоровые дети рано или чуть позже расстаются с подгузниками и пустышками, начинают сидеть, ходить, переходить дорогу, принимать на себя ответственность и становятся самостоятельными. Всему своё время.
Обычно все опасения и тревоги родителей уходят, когда они видят результат, который не требовал корпеть вечерами над тетрадями и посвящать все выходные созданию поделки из природного материала. Результат, при котором ребёнок не замучен учёбой, а бодр, весел, активен и охотно узнаёт новое.
Отдельно стоит выделить родителей учеников, которые переводятся из массовых городских школ. С одной стороны, такие родители имеют опыт, который говорит о том, что, даже проводя долгие часы над учебниками дома, можно не иметь достаточно хороших результатов, поэтому необходимо непременно всё повторять и закреплять. С другой же стороны, они устали уже от домашних заданий, а потому тревожатся, но соглашаются попробовать такой вариант. 
Как правило, тревожность таких мам и пап стихает уже спустя пару месяцев, которые наглядно демонстрируют, что можно успевать всё в рамках занятий в классе. Родители выдыхают и отдыхают, доверившись учителям и поверив в своих детей.

Статьи